муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
„Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

9
города Кирова

  версия для слабовидящих

Биология

Печать

5 класс

1. Уровень  изучения учебного материала в соответствии с лицензией: общеобразовательный.

2. УМК по биологии: авторы  Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н. и др., авторская программа по биологии для 5-9 классов авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Драгомилов. А.Г., Сухова Т.С.

3. Количество часов для изучения: 34 часа.

4. Основные разделы содержания:

 

Наименование раздела, темы

 

Кол-во часов (всего)

Из них (количество часов)

Лабораторные

Практические

Проверочные

Проекты

Экскурсии

Контрольные

Биология – наука о живом мире

10

2

 

 

1

1

1

Многообразие живых организмов

10

2

 

 

2

 

1

Жизнь организмов на планете Земля

8

 

 

 

1

 

1

Человек на планете Земля

6

 

 

 

2

1

1

Итого

34

4

6

2

4

5. Результаты освоения курса биологии.

Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих

личностных результатов:

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•умение осознанно и пользовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:

•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

•формирование основ экологической грамотности:

способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

 

6 класс

1. Уровень изучения учебного материала в соответствии с лицензией: общеобразовательный.

2. УМК   И.Н. Пономаревой, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Авторская программа по биологии под руководством И.Н. Пономаревой. Программы Природоведение. Биология. Экология 5-11 класс М.Вентана- Граф 2010г.

3. Количество часов: 34

4. Основные разделы   содержания.

Название темы

Кол-во часов

Лабораторные, практические работы

экскурсии

1

Введение. Обще знакомство с растениями.

2

Л-1, П-2

 

2

Клеточное строение растений.

2

Л-1,П-1

 

3

Органы цветкового растения

9

Л-3

 

4

Основные процессы жизнедеятельности

6

П-4

 

5

Основные отделы царства Растений

7

Л-5, П-3

+

6

Историческое развитие растительного мира на Земле

2

П-1

+

7

Царство Бактерии

2

П-1

 

8

Царство Грибы. Лишайники

3

Л-1, П-1

 

9

Природные сообщества

1

 

+

 

Итого:

34

Л-11,П-13 (24)

3

5. Требования к уровню подготовки:

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

-    признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

-    сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, пи­тание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

уметь:

-     объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

-   изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические экспери­менты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием рас­тений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

-   распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

-   выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

-   сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

-   определять принадлежность биологических объектов к определенной системати­ческой группе (классификация);

-   анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, послед­ствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-   проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологиче­ских словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источни­ках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием ин­формационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-   соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактерия­ми, грибами;

-   оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

-   соблюдения правил поведения в окружающей среде;

-   выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

 

7 класс

1. Уровень изучения учебного материала: общеобразовательный.

2. УМК : авторы И.Н.Пономарева. В.М.Константинова.В.С,Кучменко.Программа курса Животные для 7 класса авторов  В.М.Константинова,В.С.Кучменко,И.Н.Пономарева.Биология в основной школе:М.Вентана-Граф,2010 год.

3. Количество часов:68

4. Основные разделы содержания:

Название темы

Кол-во часов

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

1.

Общие сведения о мире животных

4+1

 

+

2.

Строение тела животных.

2+1

 

 

3.

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

4

++

 

4.

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

2+1

 

 

5.

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви

6

++

 

6.

Тип Моллюски

4

+++

 

7.

Тип Членистоногие

7

++

+

8.

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные

28

1

 

 

8.1

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

5

++

 

8.2

Класс Земноводные, или Амфибии

4

++

+

8.3

Класс Пресмыкающиеся, или рептилии

4

++

+

8.4

Класс Птицы

6+2

+++

++

8.5

Класс Млекопитающие, или Звери

8

++

+

9.

Развитие животного мира на Земле

4+2

 

 

 

Итого:

68

20

7

5.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать

•             признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, животных своего региона;

•             сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость.

уметь

•             объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

•             изучать биологические объекты и процессы:              ставить                биологические

эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

•             распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;

•             сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

•             определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

•             анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-продолжить развитие внимания, памяти,

•             проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•             соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными, оказания первой помощи при укусах животных;

•             рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;собое внимание обратить на развитие мышления.

 

8 класс

1. Уровень  изучения  учебного  материала: общеобразовательный.

2. УМК: автор И.Н.Пономарева и др. Программа курса «Человек и  его здоровье для 8 класса авторов А.Г.Драгомилова,Р,Д.Маша. Биология в основной школе:Программы М.Вентана_Граф 2010.

3. Количество часов: 68.

4. Основные разделы содержания.

п./п.

Тема раздела

Количество часов.

1

Введение. Общий обзор организма человека.

5 часов

2

Опорно-двигательная система.

9 часов

3

Кровь и кровообращение.

9 часов

4

Дыхание

6 часов

5

Пищеварение.

7 часов

6

Обмен веществ и энергии. Выделение. Кожа

8 часов

8

Эндокринная система. Нервная система.

7 часов

9

Органы чувств и анализаторы.

5часов

10

Поведение и психика.

6 часов

11

Индивидуальное развитие организма.

5 часов

 

Заключение

1 час

 

итого

68 часов

5. ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ГО КЛАССА:

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

– признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организма человека

– сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

– особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

– объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

– изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

– распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

– сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

– определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

– анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

– проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции,

вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

– оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

– рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

– проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

9 класс

1. Уровень  изучения  учебного материала: общеобразовательный.

2. УМК -  авторы: И.Н. Пономарева и др.Программа:   И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова   9 класс. Основы  общей    биологии.Программы( Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы)М.Вентана -  Граф,2010 год.

3. Количество часов: 68.

4. Основные разделы содержания.

Название темы

Кол-во часов

Лабораторные, прак­тические работы

экскурсии

1

Введение в основы общей биологии

3

 

1

2

Основы учения о клетке

10

1

 

3

Размножение и индивидуальное развитие орга­низмов (онтогенез)

5

1

 

4

Основы учения о наследственности и изменчи­вости

11

2

 

5

Основы селекции растений, животных и микро­организмов

5

 

 

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

5

 

1

7

Учение об эволюции

11

1

 

8

Происхождение человека (антропогенез)

6

 

 

9

Основы экологии

11

5

1

10

Заключение

1

 

 

 

Итого:

68

10

3

 

5. Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:

-              признаки биологических объектов:   живых организмов; генов и

хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; по-пуляций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

-              сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельно

сти организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании современной есте-ственнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и живот¬ных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопита¬ющими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявле¬ния наследственных заболеваний;

-             рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологи¬ческие объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органои¬ды клетки, органы цветкового растения, органы животных, наиболее распро¬страненные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

-             сравнивать биологические объекты (клетки) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экоси¬стемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых ор¬ганизмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической дея¬тельности и повседневной жизни для:

-  соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алко¬голизм, наркомания);

-  соблюдения правил поведения в окружающей среде.

 

10 класс

1. Уровень   изучения:   общеобразовательный.

2. УМК: Авторы-И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов. Программа    среднего ( полного ) общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень.Авторы:   И.Б.Агафонова,В.И.Сивоглазов.  Природоведение.Сборник  программ  для  общеобразовательных  учреждений  (Природоведение. Биология.6-11 классы М.Вентана-Граф.

3. Количество  часов: 34.

4. Основные разделы содержания.

п\п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Лабора-торно-

практи-

ческие

работы

Конт-

рольные

работы

Количест-

во часов на самос-

тоятель-

ные работы

Дата

ВВЕДЕНИЕ. 2 часа.

1.

История развития биологии и основные методы исследования.

1

 

 

 

 

2.

Сущность жизни и свойства живого, уровни организации живой материи.

1

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ. 18 часов.

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ. 6 часов.

3.

Клеточная теория. Основные методы цитологии. Особенности химического состава клетки.

1

 

 

 

 

4.

Вода и минеральные вещества клетки.

1

 

 

 

 

5.

Углеводы и липиды.

1

 

 

 

 

6.

Строение и функции белков.

1

 

 

 

 

7.

Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК, типы РНК.

1

 

 

 

 

8.

АТФ и другие органические вещества клетки.

1

 

 

 

 

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ. 6 часов.

9.

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1

 

 

 

 

10.

Цитоплазма и основные органоиды клетки.

1

 

 

 

 

11.

Митохондрии. Пластиды.

1

 

 

 

 

12.

Ядро. Хромосомный набор клетки.

1

 

 

 

 

13.

Особенности строения клеток пркариот и эукариот.

 

1

 

 

 

14.

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. ВИЧ-инфекция и СПИД.

 

 

 

 

 

ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. 6 часов.

15.

Обмен веществ и энергии в клетке. Типы питания клетки.

1

16.

Энергетический обмен в клетке.

1

 

 

 

 

17.

Фотосинтез и хемосинтез.

1

 

 

 

 

18.

Генетический код и его свойства.

1

 

 

 

 

19.

Синтез белков в клетке.

1

 

 

 

 

20.

Процессы транскрипции и трансляции, их регуляция.

1

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. 5 часов.

21.

Жизненный цикл клетки. Митоз.

1

 

 

 

 

22.

Мейоз. Сравнение процессов митоза и мейоза.

1

 

 

 

 

23.

Формы размножения организмов: бесполое и половое.

1

 

 

 

 

24.

Строение и развитие половых клеток. Оплодотворение.

1

 

 

 

 

25.

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

1

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. 9 часов.

26.

История развития генетики.

1

 

 

 

 

27.

Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем.

1

 

 

 

 

28.

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

1

 

 

 

 

39.

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

 

 

 

 

 

30.

Решение задач по генетике

 

1

 

 

 

31.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

 

 

 

 

32.

Хромосомная теория наследственности.

1

 

 

 

 

33.

Изучение изменчивости организмов, построение вариационного ряда и кривой.

 

1

 

 

 

34.

Контроль знаний по курсу 10 класса.

 

 

1

 

 

 

Итого:

30

3

1

 

 

 

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения биологии в 10 классе  на базо­вом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность    биологических    процессов:  раз­множение, оплодотворение, действие искусственно­го и естественного отбора, формирование приспособ­ленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие био­логической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании на­учного мировоззрения; вклад биологических теорий в   формирование   современной   естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы,
    родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на раз­витие зародыша человека; влияние мутагенов на ор­ганизм человека, экологических факторов на орга­низмы; взаимосвязи организмов и окружающей сре­ды;    причины    эволюции,    изменяемости    видов, нарушений   развития  организмов,   наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосис­тем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • сравнивать: биологические объекты (тела жи­вой и неживой природы по химическому составу, за­родыши человека и других млекопитающих);
  • находить информацию о биологических объ­ектах в различных источниках (учебных текстах справочниках, научно-популярных изданиях, ком­пьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, ви­русных и других заболеваний,  стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); пра­вил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми про­дуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследо­ваний в области биотехнологии (клонирование, ис­кусственное оплодотворение).

 

11 класс

1. Уровень: общеобразовательный.

2. УМК: авторы –И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов.(Программы для общеобразовательных учреждений.Природоведение.Биология.:6-11 классы.М. Дрофа 2010 год.

3. Количество часов: 34.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11-ГО КЛАССА:

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету;

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, Тематический план (основное содержание)

4.Вид (19 ч).

История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. эволюционная теория Ч.Дарвина. роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.

Доказательства эволюции органического мира.

Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. гипотезы о происхождении жизни.

Современные взгляды на возникновение жизни. Теория А.И.Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Гипотезы просхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.

Лабораторные и практические работы:

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление изменчивости у особей одного вида.

Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Экскурсия:

История развития жизни на Земле (краеведческий музей).

Происхождение и эволюция человека (краеведческий музей).

5.Экосистемы (11 ч).

Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.

Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.

Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).

Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Лабораторные и практические работы:

Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.

Экскурсия:

Естественные и искусственные экосистемы.

Заключение (1 ч).

Резерв времени – 4 часа.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ, предусмотренных Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

В программе дается распределение материала по разделам и темам. В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы. новые разделы содержания.

 

11 класс

1. Уровень изучения  учебного материала в соответствии с  лицензией:  углубленный.

2. УМК: Авторы: Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина,Л.ВюВысоцкая и др. Программа Г.М.Дымшиц,О.В.Саблина. Программы общеобразовательный   учреждений. Биология  10-11 классы ( углубленный уровень ).

3.   Количество часов: 170

4. Основные разделы содержания.

5. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:

знать/понимать:

-              основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей изменчивости; правил экологической пирамиды; гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

-              строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);

-              сущность биологических процессов и явлений: получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

-              современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

-              объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

-              устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

-              решать задачи разной сложности по биологии;

-              составлять схемы пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

-              описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

-              выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

-              исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

-              сравнивать биологические объекты (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

-              анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

-              осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-              грамотного оформления результатов биологических исследований;

-              обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

-              оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

-              определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

 
Контакты
Новости
О школе
Ученикам
Родителям
Попечительский совет
Учителям
Расписание
О питании
Фотогалерея
Библиотека
Конкурс
РИП

Поиск по сайту

полезные сайты

не является рекламой

Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru