муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
„Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

9
города Кирова

  версия для слабовидящих

Литература

Печать

6 класс

1. Общеобразорвательный уровень изучения учебного материала

2. УМК: *Литература 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организации с прил. на электрон. носителе.В 2 ч. / [В.П. Полухина, В. Я. Коровина, В.П. Журавлев , В.И. Коровин];под ред. В.Я. Коровиной.- 3-е изд. – М. :Просвещение,2014

*С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Под редакцией Н.Ю. Шведовой.- М.: «Русский язык»,1990

3. Количество часов для изучения: 68

4. Основные разделы содержания: титульный лист, пояснительная записка ,тематический план, календарно-тематическое ,ресурсное обеспечение.

5. Требование к уровню подготовки учащихся :

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (литературные представления).

Учащиеся должны уметь:

-выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;

-сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

-сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

-перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

-определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;

-сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги;

-сочинять юмористический рассказ по заданной модели;

-использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);

-создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т. п.;

-отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении

 

7 класс

1. Общеобразовательный.

2. Уровень рабочей программы – базовый.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008).

Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авторы-составители: В. Я. Коровина, В. П. Журавлева, В. И. Коровин. – М.: «Просвещение», 2009.

3. Программа разработана на 34 учебные недели в соответствии с годовым календарным графиком школы.

4. Разделы

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

Русский фольклор (4ч.)

Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нём национальных черт характера. Народное представление о героическом.

Предания как поэтическая автобиография народа Исторические события в преданиях «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Былины. Собирание былин. Выражение в фольклоре национальных черт характера.

«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные основы в былине, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств.

Киевский цикл былин. Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы былин. Илья Муромец – носитель лучших черт русского национального характера.

Пословицы и поговорки. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.

Героический эпос в мировой литературе (1 час)

Эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2ч.)

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозно-духовные корни древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок) Поучение как жанр древнерусской литературы. Жанр и композиция «Поучения». Основы христианской морали в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы «Поучения». «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Русская литература 18 века (2 часа)

Михаил Васильевич Ломоносов. Оды. «Теория трех штилей»

Гавриил Романович Державин

РУССКАЯ  ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (29ч).

Проблематика произведений 19 века: человек и мир, человек и общество, человек и история. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере. Нравственный смысл исторических сюжетов

Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта (обзор). «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…» Нравственная проблематика произведения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка

Проза А.С.Пушкина. «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Образ «маленького человека» Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». Образ повествователя. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Повесть как жанр эпоса Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести «Станционный смотритель»  Дуня и Минский. Автор и рассказчик. Отношение рассказчика к героям повести. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. Значение повести «Станционный смотритель» в истории русской литературы

Михаил Юрьевич Лермонтов.

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор). «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России. Картины быта России 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Сюжет поэмы, его историческая основа. Эпические и лирические черты произведения и  их художественная роль. Особенности языка поэмы, её связь с устным народным творчеством Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне…». Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Образы гусляров и автора

Николай Васильевич Гоголь.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Замысел автора. История создания повести Тарас Бульба и его сыновья Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса. Воссоздание эпохи  и атмосферы детства героев. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Роль художественной детали в раскрытии характера. Описание степи. Особенности изображения человека и  природы в повести Запорожская Сечь, её нравы и обычаи. Тарас, Остап и Андрий в Запорожской Сечи. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий в бою. Различие жизненных позиций Остапа, Тараса и Андрия. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Героизм и самоотверженность. Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Запоржцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса

Иван Сергеевич Тургенев.

И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. История создания и тематика сборника «Записки охотника. Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Изображение тяжести народной жизни и силы характера русского человека. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа. Художественные достоинства рассказа.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык» История создания цикла. Работа писателя над циклом «Стихотворения в прозе». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы», «Два богача», «Русский язык». Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева.

Николай Алексеевич Некрасов.

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворения судьбе народа: «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…» Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Боль поэта за судьбу народа . Образ Родины. Изображение реального положения народа. Противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. Бесправие простых людей перед власть имущими. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» Историческая основа произведения. Образ русской женщины и проблема русского счастья. Величие духа русской женщины.

Алексей Константинович Толстой. Слово о писателе. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Историческая тематика в творчестве Толстого. Нравственная проблематика произведений Толстого. Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и самовластья. «Василий Шибанов»: особенности стилистической интерпретации исторического предания. Живописность и  музыкальность произведений А.К. Толстого.

А.К. Толстой. Роман «Князь Серебряный». Образ эпохи Ивана Грозного, опричнина и опричники. Художественная концепция Ивана Грозного: мысль о взаимосвязи тирании и покорности Князь Серебряный - благородный герой в кровавое время Трагедия героя, сохранившего честь и верность.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».  Особенности сюжетов и проблематики «Сказок для детей изрядного возраста». Смысл противопоставления генералов и мужика. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Нравственное превосходство человека из народа  и авторское осуждение его покорности. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Своеобразие сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Приёмы создания образа помещика. Позиция писателя в сказке.  Сатира и юмор в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.  «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве».  Сказка Салтыкова-Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности. Идейно-художественный смысл сказок Салтыкова-Щедрина. Приёмы сатирического изображения в сказках.

Лев Николаевич Толстой.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство». История создания повести. Тема детской открытости миру.  Автобиографический характер произведения. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Значение эпохи детства в жизни героев Толстого и самого писателя. Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство» Характеристика героя. Его чувства, поступки и духовный мир. Детство как открытие мира, самосознание ребёнка, драматическое познание им противоречий жизни. Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя. Герой-повествователь

Антон Павлович Чехов.

А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве. Смысл названия рассказа. Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, её связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Средства создания комического в рассказе «Хамелеон» Сатирический пафос произведения.

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник» Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе. Смех и слёзы в «маленьких рассказах».  Социальная направленность рассказов. Позиция писателя.

В.М. Гаршин. Слово о писателе. Рассказ «Красный цветок». Обыденность и героизм в художественном мире Гаршина. Тема страстного сопротивления злу. Символический образ Красного цветка

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (21 ч.)

И.А. Бунин. И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых в семье. Обретение доброты и гармонии. Психологизм и искренность в разработке характеров и их описании.

И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы, жизни и смерти. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика

Максим Горький.

М. Горький. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Тема и идея произведения. Тяжёлые картины детства. Дед Каширин. Изображение быта и характеров. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. Бабушка, Алёша, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

Обращение писателей 20 века к художественному опыту своих предшественников. Традиции Л.Н. Толстого,  и их переосмысление Горьким. Портрет как средство характеристики героев. «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. Романтизм раннего творчества М.Горького. Приём контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига. Готовность на самопожертвование. Поэтичность языка.

Владимир Владимирович Маяковский.

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Представление поэта о сущности творчества. Особенности стиля Маяковского как художника и поэта. Роль поэзии в жизни человека и общества. Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Метафора как основа сюжета. Сатира в творчестве Маяковского. Яркость и динамизм образов. Роль рифмы

В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир Мещанство как социальная опасность. Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира, гуманизм лирического героя и сочувствие его ко всему живому.

Леонид Николаевич Андреев.

Л.Н. Андреев Слово о писателе. «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов.

А. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку. Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека.

А. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А. Платонова.

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме…» Картина природы, преображённая поэтическим зрением Пастернака. Способы создания поэтических образов. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

Трудности и радости грозных лет войны в литературе 40-50-х годов 20 века. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Стихотворения: А. Ахматовой «Мужество», К. Симонова «Жди меня…», А. Суркова «Песня смелых»

Федор Александрович Абрамов.

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно- экологические проблемы рассказа. Любовь автора ко всему живому. Логика истории и развития связей природы и человека. Литературные традиции в рассказе.

Евгений Иванович Носов.

Е.И. Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. Автобиографический рассказ. Протест против равнодушия. Красота родной природы в рассказе. Мастерство описаний психологического состояния героев, драматизма жизни. Лаконизм рассказа. «Не дать погаснуть живому огню …» (по рассказу «Живое пламя» Е.И.Носова).  Осознание огромной радости прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. Мотив памяти в рассказе «Живое пламя»

Юрий Павлович Казаков.

Ю. П. Казаков «Тихое утро». Слово о писателе. Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Особенности характера героев. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Философские проблемы в лирике. Стихотворения «Снега темнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…» Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы. Пейзажная лирика.

М. Зощенко. Слово о писателе. Сатира и юмор в рассказах. Смешное и грустное в рассказе «Беда». Образ повествователя и авторская позиция. «Сочетание иронии и правды чувств», « пёстрый бисер лексикона» (М. Горький)

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ (1  ч.)

Общее и национально-специфическое в литературе народов России. Контактные связи русских писателей с писателями – представителями других литератур  народов России.

Р. Гамзатов. Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Стихотворения «О моей Родине», «Опять за спиною родная земля…». Особенности художественной образности дагестанского поэта

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 ч.)

Р. Бёрнс. Слово о поэте. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бёрнса. Грустный и шутливый характер произведения.

Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Дж. Г. Байрон – «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта. Героические мотивы.

Многообразие проблематики и художественных исканий в литературе 20 века. Сатира и юмор, реальное и фантастическое. Постановка острых проблем современности в литературных произведениях.

О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. Поэтический гимн благородству и любви.

Р. Бредбери. Слово о писателе. Смешное и возвышенное в рассказе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о победе добра.

Жанр фантастической новеллы в зарубжной литературе.

Э. По. Слово о писателе. Новелла «Падение дома Ашеров». Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение

5. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса

Учащиеся должны знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

- основные теоретико-литературные понятия;

Учащиеся должны уметь:

- работать с книгой

- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

- выявлять авторскую позицию;

- выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа;

- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

 

8 класс

1. Коррекционно-развивающий уровень изучения учебного материала

2. УМК: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В,И. Литература: 8 класс: Учебник в 2ч. – М.: Просвещение, 2015.

3. Количество часов для изучения:68

4. Основные разделы содержания: титульный лист, пояснительная записка ,тематический план, календарно-тематическое ,ресурсное обеспечение.

5.Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы(развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений)

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников

 

8 класс

1. Общеобразовательный.

2. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009).

3. Учебно-тематический план:  68 часов ( 2 часа в неделю).

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Количество контрольных работ

Количество внеклассных чтений

Количество сочинений

аудиторные

домашние

1

Введение

1

 

 

 

 

2

Русский фольклор

3

 

 

 

 

3

Древнерусская литература

2

 

1

 

 

4

Русская литература 18 века

6

 

 

1

 

5

Русская литература 19 века

32

1

1

1

1

6

Русская литература 20 века

19

 

 

1

 

8

Зарубежная литература

4

 

5

1

 

9

Часы систематизации знаний и контроля

1

1

 

 

 

Итого

 

68

2

7

4

1

 

4. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы(развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений)

Учащиеся должны уметь:

- видеть развитие мотива в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений, объединённых жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;

- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами, режиссёрской интерпретацией;

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников

 

9 класс

1. Общеобразовательный уровень изучения учебного материала.

2. Программы, учебно-методический комплекс.

УМК

Программа

Коровина В.Я., Журавлев В.П.,       
Коровин В.И. и др./Под ред.         
Коровиной В.Я. Литература. 9 класс – М.: Просвещение, 2012

Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) 10-11 классы (Профильный уровень) Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. – М.: «Просвещение», 2008

 

3. Количество часов в год 102.

4. Тематическое планирование.

№ п/п

Название раздела

Количес-

тво

часов



1

Введение

1


2

Древнерусская литература

5


3

Русская литература 18 века

7


4

Русская литература 19 века

56


5

Русская литература 20 века

25


6

Зарубежная литература

6


9

Часы систематизации знаний

2


Итого

 

102


 

5. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать:

- образную природу словесного искусства;

- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр  лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление); романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы(начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма. Учащиеся должны уметь:

- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

- определять идейную и эстетическую  позицию писателя;

- анализировать произведение литературы с учётом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

- оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;

- анализировать произведения современной литературы с учётом преемственности литературных жанров и стилей;

- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

- сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.

 
Контакты
Новости
О школе
Ученикам
Родителям
Попечительский совет
Учителям
Расписание
О питании
Фотогалерея
Библиотека
Конкурс
РИП

Поиск по сайту

полезные сайты

не является рекламой

Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122

Рейтинг@Mail.ru

Рейтинг@Mail.ru