5 класс
1. Уровень изучения учебного материала в соответствии с лицензией: общеобразовательный.
2. УМК по биологии: авторы Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н. и др., авторская программа по биологии для 5-9 классов авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Драгомилов. А.Г., Сухова Т.С.
3. Количество часов для изучения: 34 часа.
4. Основные разделы содержания:
Наименование раздела, темы |
Кол-во часов (всего) |
Из них (количество часов) |
|||||
Лабораторные |
Практические |
Проверочные |
Проекты |
Экскурсии |
Контрольные |
||
Биология – наука о живом мире |
10 |
2 |
|
|
1 |
1 |
1 |
Многообразие живых организмов |
10 |
2 |
|
|
2 |
|
1 |
Жизнь организмов на планете Земля |
8 |
|
|
|
1 |
|
1 |
Человек на планете Земля |
6 |
|
|
|
2 |
1 |
1 |
Итого |
34 |
4 |
|
|
6 |
2 |
4 |
5. Результаты освоения курса биологии.
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе даёт возможность достичь следующих
личностных результатов:
•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической куль туры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•умение осознанно и пользовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
•усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
•формирование основ экологической грамотности:
способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;
•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
•овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
•формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
•освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
6 класс
1. Уровень изучения учебного материала в соответствии с лицензией: общеобразовательный.
2. УМК И.Н. Пономаревой, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Авторская программа по биологии под руководством И.Н. Пономаревой. Программы Природоведение. Биология. Экология 5-11 класс М.Вентана- Граф 2010г.
3. Количество часов: 34
4. Основные разделы содержания.
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Лабораторные, практические работы |
экскурсии |
1 |
Введение. Обще знакомство с растениями. |
2 |
Л-1, П-2 |
|
2 |
Клеточное строение растений. |
2 |
Л-1,П-1 |
|
3 |
Органы цветкового растения |
9 |
Л-3 |
|
4 |
Основные процессы жизнедеятельности |
6 |
П-4 |
|
5 |
Основные отделы царства Растений |
7 |
Л-5, П-3 |
+ |
6 |
Историческое развитие растительного мира на Земле |
2 |
П-1 |
+ |
7 |
Царство Бактерии |
2 |
П-1 |
|
8 |
Царство Грибы. Лишайники |
3 |
Л-1, П-1 |
|
9 |
Природные сообщества |
1 |
|
+ |
|
Итого: |
34 |
Л-11,П-13 (24) |
3 |
5. Требования к уровню подготовки:
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
7 класс
1. Уровень изучения учебного материала: общеобразовательный.
2. УМК : авторы И.Н.Пономарева. В.М.Константинова.В.С,Кучменко.Программа курса Животные для 7 класса авторов В.М.Константинова,В.С.Кучменко,И.Н.Пономарева.Биология в основной школе:М.Вентана-Граф,2010 год.
3. Количество часов:68
4. Основные разделы содержания:
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Лабораторные, практические работы |
Экскурсии |
1. |
Общие сведения о мире животных |
4+1 |
|
+ |
2. |
Строение тела животных. |
2+1 |
|
|
3. |
Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные |
4 |
++ |
|
4. |
Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные |
2+1 |
|
|
5. |
Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви |
6 |
++ |
|
6. |
Тип Моллюски |
4 |
+++ |
|
7. |
Тип Членистоногие |
7 |
++ |
+ |
8. |
Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные |
28 1 |
|
|
8.1 |
Подтип Черепные. Надкласс Рыбы |
5 |
++ |
|
8.2 |
Класс Земноводные, или Амфибии |
4 |
++ |
+ |
8.3 |
Класс Пресмыкающиеся, или рептилии |
4 |
++ |
+ |
8.4 |
Класс Птицы |
6+2 |
+++ |
++ |
8.5 |
Класс Млекопитающие, или Звери |
8 |
++ |
+ |
9. |
Развитие животного мира на Земле |
4+2 |
|
|
|
Итого: |
68 |
20 |
7 |
5.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
• признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, животных своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость.
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические
эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, их поведением; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-продолжить развитие внимания, памяти,
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными, оказания первой помощи при укусах животных;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;собое внимание обратить на развитие мышления.
8 класс
1. Уровень изучения учебного материала: общеобразовательный.
2. УМК: автор И.Н.Пономарева и др. Программа курса «Человек и его здоровье для 8 класса авторов А.Г.Драгомилова,Р,Д.Маша. Биология в основной школе:Программы М.Вентана_Граф 2010.
3. Количество часов: 68.
4. Основные разделы содержания.
№ п./п. |
Тема раздела |
Количество часов. |
1 |
Введение. Общий обзор организма человека. |
5 часов |
2 |
Опорно-двигательная система. |
9 часов |
3 |
Кровь и кровообращение. |
9 часов |
4 |
Дыхание |
6 часов |
5 |
Пищеварение. |
7 часов |
6 |
Обмен веществ и энергии. Выделение. Кожа |
8 часов |
8 |
Эндокринная система. Нервная система. |
7 часов |
9 |
Органы чувств и анализаторы. |
5часов |
10 |
Поведение и психика. |
6 часов |
11 |
Индивидуальное развитие организма. |
5 часов |
|
Заключение |
1 час |
|
итого |
68 часов |
5. ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ГО КЛАССА:
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать:
– признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организма человека
– сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
– особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
– объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
– изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
– распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
– сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;
– определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
– анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
– проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
– оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
– рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
– проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
9 класс
1. Уровень изучения учебного материала: общеобразовательный.
2. УМК - авторы: И.Н. Пономарева и др.Программа: И.Н.Пономарева, Н.М.Чернова 9 класс. Основы общей биологии.Программы( Природоведение. Биология. Экология:5-11 классы)М.Вентана - Граф,2010 год.
3. Количество часов: 68.
4. Основные разделы содержания.
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Лабораторные, практические работы |
экскурсии |
1 |
Введение в основы общей биологии |
3 |
|
1 |
2 |
Основы учения о клетке |
10 |
1 |
|
3 |
Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) |
5 |
1 |
|
4 |
Основы учения о наследственности и изменчивости |
11 |
2 |
|
5 |
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов |
5 |
|
|
6 |
Происхождение жизни и развитие органического мира |
5 |
|
1 |
7 |
Учение об эволюции |
11 |
1 |
|
8 |
Происхождение человека (антропогенез) |
6 |
|
|
9 |
Основы экологии |
11 |
5 |
1 |
10 |
Заключение |
1 |
|
|
|
Итого: |
68 |
10 |
3 |
5. Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и
хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; по-пуляций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельно
сти организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной есте-ственнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и живот¬ных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопита¬ющими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявле¬ния наследственных заболеваний;
- рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологи¬ческие объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органои¬ды клетки, органы цветкового растения, органы животных, наиболее распро¬страненные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экоси¬стемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых ор¬ганизмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической дея¬тельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алко¬голизм, наркомания);
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
10 класс
1. Уровень изучения: общеобразовательный.
2. УМК: Авторы-И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов. Программа среднего ( полного ) общего образования по биологии 10-11 классы. Базовый уровень.Авторы: И.Б.Агафонова,В.И.Сивоглазов. Природоведение.Сборник программ для общеобразовательных учреждений (Природоведение. Биология.6-11 классы М.Вентана-Граф.
3. Количество часов: 34.
4. Основные разделы содержания.
№ п\п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Лабора-торно- практи- ческие работы |
Конт- рольные работы |
Количест- во часов на самос- тоятель- ные работы |
Дата |
||
ВВЕДЕНИЕ. 2 часа. |
||||||||
1. |
История развития биологии и основные методы исследования. |
1 |
|
|
|
|
||
2. |
Сущность жизни и свойства живого, уровни организации живой материи. |
1 |
|
|
|
|
||
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ. 18 часов. |
||||||||
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ. 6 часов. |
||||||||
3. |
Клеточная теория. Основные методы цитологии. Особенности химического состава клетки. |
1 |
|
|
|
|
||
4. |
Вода и минеральные вещества клетки. |
1 |
|
|
|
|
||
5. |
Углеводы и липиды. |
1 |
|
|
|
|
||
6. |
Строение и функции белков. |
1 |
|
|
|
|
||
7. |
Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК, типы РНК. |
1 |
|
|
|
|
||
8. |
АТФ и другие органические вещества клетки. |
1 |
|
|
|
|
||
СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ. 6 часов. |
||||||||
9. |
Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. |
1 |
|
|
|
|
||
10. |
Цитоплазма и основные органоиды клетки. |
1 |
|
|
|
|
||
11. |
Митохондрии. Пластиды. |
1 |
|
|
|
|
||
12. |
Ядро. Хромосомный набор клетки. |
1 |
|
|
|
|
||
13. |
Особенности строения клеток пркариот и эукариот. |
|
1 |
|
|
|
||
14. |
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. ВИЧ-инфекция и СПИД. |
|
|
|
|
|
||
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. 6 часов. |
||||||||
15. |
Обмен веществ и энергии в клетке. Типы питания клетки. |
1 |
|
|
|
|
||
16. |
Энергетический обмен в клетке. |
1 |
|
|
|
|
||
17. |
Фотосинтез и хемосинтез. |
1 |
|
|
|
|
||
18. |
Генетический код и его свойства. |
1 |
|
|
|
|
||
19. |
Синтез белков в клетке. |
1 |
|
|
|
|
||
20. |
Процессы транскрипции и трансляции, их регуляция. |
1 |
|
|
|
|
||
РАЗДЕЛ 2. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ. 5 часов. |
||||||||
21. |
Жизненный цикл клетки. Митоз. |
1 |
|
|
|
|
||
22. |
Мейоз. Сравнение процессов митоза и мейоза. |
1 |
|
|
|
|
||
23. |
Формы размножения организмов: бесполое и половое. |
1 |
|
|
|
|
||
24. |
Строение и развитие половых клеток. Оплодотворение. |
1 |
|
|
|
|
||
25. |
Индивидуальное развитие организма – онтогенез. |
1 |
|
|
|
|
||
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. 9 часов. |
||||||||
26. |
История развития генетики. |
1 |
|
|
|
|
||
27. |
Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. |
1 |
|
|
|
|
||
28. |
Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. |
1 |
|
|
|
|
||
39. |
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. |
|
|
|
|
|
||
30. |
Решение задач по генетике |
|
1 |
|
|
|
||
31. |
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. |
1 |
|
|
|
|
||
32. |
Хромосомная теория наследственности. |
1 |
|
|
|
|
||
33. |
Изучение изменчивости организмов, построение вариационного ряда и кривой. |
|
1 |
|
|
|
||
34. |
Контроль знаний по курсу 10 класса. |
|
|
1 |
|
|
||
|
Итого: |
30 |
3 |
1 |
|
|
||
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии в 10 классе на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы,
родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; - сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих);
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
11 класс
1. Уровень: общеобразовательный.
2. УМК: авторы –И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов.(Программы для общеобразовательных учреждений.Природоведение.Биология.:6-11 классы.М. Дрофа 2010 год.
3. Количество часов: 34.
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11-ГО КЛАССА:
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету;
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, Тематический план (основное содержание)
4.Вид (19 ч).
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, теории Ж.Кювье. предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. эволюционная теория Ч.Дарвина. роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф.Реди, Л.Пастера. гипотезы о происхождении жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория А.И.Опарина-Холдейна. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Гипотезы просхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы. Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Лабораторные и практические работы:
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление изменчивости у особей одного вида.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства.
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Экскурсия:
История развития жизни на Земле (краеведческий музей).
Происхождение и эволюция человека (краеведческий музей).
5.Экосистемы (11 ч).
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Лабораторные и практические работы:
Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).
Решение экологических задач.
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.
Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения.
Экскурсия:
Естественные и искусственные экосистемы.
Заключение (1 ч).
Резерв времени – 4 часа.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ, предусмотренных Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
В программе дается распределение материала по разделам и темам. В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы. новые разделы содержания.
11 класс
1. Уровень изучения учебного материала в соответствии с лицензией: углубленный.
2. УМК: Авторы: Г.М.Дымшиц, О.В.Саблина,Л.ВюВысоцкая и др. Программа Г.М.Дымшиц,О.В.Саблина. Программы общеобразовательный учреждений. Биология 10-11 классы ( углубленный уровень ).
3. Количество часов: 170
4. Основные разделы содержания.
5. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей изменчивости; правил экологической пирамиды; гипотез (сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
- строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов и явлений: получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
- устанавливать взаимосвязи движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- описывать особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
- выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
- исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
- сравнивать биологические объекты (экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов биологических исследований;
- обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;