5-9 классы, 10-11 классы (мальчики)
- Общеобразовательный уровень
- Учебник: Индустриальная технология, автор Тищенко А.Т., издательство: Вентана-Граф, 2014; программа: автор-составитель: Тищенко А.Т., Синица Н.В..
- 5кл, 6кл, 7кл – 68 ч/год; 8-11 кл. – 34 ч/год
- Разделы: столярное дело; слесарное дело; технология исследовательской и опытнической деятельности; технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов; технологии домашнего хозяйства; технология обработки конструкционных материалов; технология ручной обработки металлов и искусственных материалов.
- Ученик должен уметь планировать и выполнять учебные технологические проекты, планировать этапы выполнения работ, составлять технологическую карту, выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс, контролировать ход и результаты выполнения работ, представлять результаты выполненных работ, оформлять проектные материалы, представлять проект к защите, осуществлять презентацию проекта.
5 класс (девочки)
1. Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартосновногообщегообразования / МинобрнаукиРФ. –М. :Просвещение, 2011. –48с. – (Стандартывторогопоколения).
2. Примернаяосновнаяобразовательнаяпрограммаобразовательно-
гоучреждения. Основнаяшкола / сост. Е. С. Савинов. –М. :Просвеще-
ние, 2011. – 342 с. – (Стандартывторогопоколения).
3. Примерныепрограммыпоучебнымпредметам. Технология. 5–9
классы. –М. :Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандартывторогопоколения).
4. ПриказМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерации
(МинобрнаукиРоссии) от _17 02_ 20_10__ г. №1897г. Москва
•Синица, Н. В. Технология. Технологииведениядома. 5 класс :учебникдляучащихсяобщеобразовательныхучреждений / Н. В. Синица, В.
Д. Симоненко. –М. :Вентана-Граф, 2014. – 192 с.
•Синица, Н. В. Технология. Технологииведениядома. 5 класс :рабочаятетрадьдляучащихсяобщеобразовательныхучреждений / Н. В. Синица, Н. А. Буглаева. –М. : Вентана-Граф, 2014. – 96 с.
•Синица, Н. В. Технологииведениядома. 5 класс :методическоепособие / Н. В. Синица. –М. : Вентана-Граф, 2013. – 144 с.
5.2 часавнеделю, 68 часоввгод
6.Основные разделы содержания
№ |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1 |
Технология домашнего хозяйства |
2 |
2 |
Электротехника |
2 |
3 |
Кулинария |
12 |
4 |
Создание изделий из текстильных материалов |
32 |
5 |
Художественные ремёсла |
8 |
6 |
Технология творческой и опытной деятельности |
14 |
|
всего |
68 |
7.Наконецобученияв 5 классе.
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов».
Учащийся научится:
•находитьвучебнойлитературеисетиИнтернетсведения, необходи-
мыедляконструированияобъектаиосуществлениявыбраннойтехноло-
гии;
•читатьтехническиерисунки, эскизы, чертежи, схемы;
•выполнятьвмасштабеиправильнооформлятьтехническиерисунки
иэскизыразрабатываемыхобъектов;
•осуществлятьтехнологическиепроцессысозданияилиремонтамате-
риальныхобъектов;
•изготавливатьспомощьюручныхинструментовиоборудования
дляшвейныхидекоративно-прикладныхработ, швейноймашиныпрос-
тыепоконструкциимоделишвейныхизделий, пользуясьтехнологичес-
койдокументацией;
•выполнятьвлажно-тепловуюобработкушвейныхизделий.
Получит возможность научиться:
•выполнятьнесложныеприёмымоделированияшвейныхизделий;
•определятьиисправлятьдефектышвейныхизделий;
•выполнятьхудожественнуюотделкушвейныхизделий;
•изготавливатьизделиядекоративно-прикладногоискусства, регио-
нальныхнародныхпромыслов.
Раздел «Кулинария».
Учащийсянаучится:
•самостоятельноготовитьдлясвоейсемьипростыекулинарныеблю-
даизсырыхиварёныховощейифруктов, бутерброды, горячиенапит-
ки, отвечающиетребованиямрациональногопитания, соблюдаяправиль-
нуютехнологическуюпоследовательностьприготовления, санитарно-ги-
гиеническиетребованияиправилабезопаснойработы.
Получит возможность научиться:
•выбиратьпищевыепродуктыдляудовлетворенияпотребностейорга-
низмавбелках, углеводах, жирах, витаминах, минеральныхвеществах;
организовыватьсвоёрациональноепитаниевдомашнихусловиях; приме-
10
нятьразличныеспособыобработкипищевыхпродуктовсцельюсохране-
ниявнихпитательныхвеществ;
•экономитьэлектрическуюэнергиюприобработкепищевыхпродук-
тов; оформлятьприготовленныеблюда, сервироватьстол; соблюдать
правилаэтикетазастолом.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности».
Учащийсянаучится:
•планироватьивыполнятьучебныетехнологическиепроекты: выяв-
лятьиформулироватьпроблему; обосновыватьцельпроекта, конструк-
циюизделия, сущностьитоговогопродуктаилижелаемогорезультата;
планироватьэтапывыполненияработ; составлятьтехнологическуюкар-
туизготовленияизделия; выбиратьсредствареализациизамысла, осу-
ществлятьтехнологическийпроцесс; контролироватьходирезультаты
выполненияпроекта;
•представлятьрезультатывыполненногопроекта: пользоватьсяоснов-
нымивидамипроектнойдокументации; готовитьпояснительнуюзапис-
кукпроекту; оформлятьпроектныематериалы; представлятьпроекткза-
щите.
Получит возможность научиться:
•организовыватьиосуществлятьпроектнуюдеятельностьнаоснове
установленныхправил, поискановыхрешений, планироватьиорганизо-
выватьтехнологическийпроцесссучётомимеющихсяресурсовиусло-
вий;
•осуществлятьпрезентацию, экономическуюиэкологическуюоцен-
купроекта; разрабатыватьвариантрекламыдляпродуктатруда.
6 класс (девочки)
4.Примерная программа общеобразовательных учреждений образования по направлению «Технология. Трудовое обучение 5-11 классы», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2010).
Крупская Ю.В. Лебедева Н.И. Литикова Л.В. и др. Под редакцией Симоненко В.Д. Технология Обслуживающий труд :Вентана-Граф, 2010.6-й класс
5.2 часа в неделю,68 часов в год.
6
№ п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1 |
Вводный урок |
2 |
2 |
Кулинария: физиология питания |
2 |
3 |
Кулинария : технология приготовления пищи |
10 |
4 |
Заготовка продуктов |
2 |
5 |
Рукоделие: лоскутное шитьё |
8 |
6 |
Элементы машиноведения |
4 |
7 |
Конструирование и моделирование одежды |
22 |
8 |
Технология ведения дома |
4 |
9 |
Электротехнические работы |
2 |
10 |
Творческие проектные работы |
10 |
|
итого |
68 |
7.Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 6-классов
Должны знать:
q о влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного производства, ядохимикатов, пестицидов и т. п.;
q о применении системы автоматического проектирования при конструировании и моделировании одежды;
q общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях;
q правила оказания первой помощи при ожогах, поражении током, пищевых отравлениях;
q санитарные условия первичной обработки мяса и мясных продуктов, правила оттаивания мороженого мяса, правила варки мяса для вторых блюд, способы жаренья мяса, посуду и инвентарь для приготовления мясных продуктов;
q требования к качеству готовых блюд, правила подачи готовых блюд к столу;
q назначение и правила первичной обработки фруктов и ягод, технологию приготовления пюре и желе;
q роль комнатных растений и способы их размещения в интерьере, влияние комнатных растений на микроклимат. Искусство дарить цветы;
q виды лёгкого женского платья, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к нему, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа ,основы моделирования поясных изделий;
q назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами) ,экономную раскладку выкройки из ткани с направленным рисунком, технологическую последовательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения первой примерки, выявление и исправление дефектов изделия;
q единство стиля костюма, причёски, косметики и интерьера, правила пользования средствами косметики и снятия масок, выполнение макияжа.
Должны уметь:
q оказывать первичную помощь при ожогах, поражении электрическим током, отравлении;
q проводить первичную обработку фруктов и ягод, приготавливать фруктовые пюре, желе и муссы;
q выращивать комнатные растения и размещать их;
q соблюдать правила гигиены и правила безопасной работы в мастерских;
q закреплять строчку обратным ходом швейной машины, обмётывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;
q работать с журналами мод, читать и строить чертёж, снимать и записывать мерки, моделировать
q выполнять машинные швы: стачные (запошивочный, двойной, накладной с закрытыми срезами ,выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными и асимметричными полосами.
Учащиеся должны владеть компетенциями: ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно-саморазвивающей, рефлексивной.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
– вести экологически здоровый образ жизни;
– использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;
– планировать и оформлять интерьер комнаты;
– проводить уборку квартиры;
– ухаживать за одеждой и обувью;
– соблюдать гигиену;
– выражать уважение и заботу к членам семьи;
– принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
– проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов.
7 класс (девочки)
4.Примерная программа общеобразовательных учреждений образования по направлению «Технология. Трудовое обучение 5-11 классы», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2010).
Синица Н.В. Габурчак О.В. Кожина О.А. и др. под редакцией Симоненко В.Д. Технология Обслуживающий труд =Вентана =Граф 2010 7-й класс.
5Из расчёта 34 учебных недели в соответствии с годовым календарным графиком школы для учащихся 7 классов (общеобразовательных),всего 68 часов ,по учебному плану- 2 часа в неделю.
6.
№п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1 |
Вводный урок |
2 |
2 |
Кулинария : физиология питания |
2 |
3 |
Кулинария :технология приготовления пищи |
10 |
4 |
Рукоделие. Вязание крючком Элементы материаловедения |
12 |
5 |
Элементы материаловедения |
4 |
6 |
Конструирование и моделирование плечевого изделия |
8 |
7 |
Технология изготовления плечевого изделия |
14 |
8 |
Технология ведения дома |
4 |
9 |
Электротехнические работы |
2 |
10 |
Творческие проектные работы |
10 |
|
итого |
68 |
|
|
|
7.Перечень знаний и умений, формируемых у школьников 7 классов
Должны знать:
q о влиянии на качество пищевых продуктов отходов промышленного производства, ядохимикатов, пестицидов и т. п.;
q о применении системы автоматического проектирования при конструировании и моделировании одежды;
q общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты, источники и пути проникновения болезнетворных микробов в организм человека, о пищевых инфекциях, заболеваниях;
q правила оказания первой помощи при ожогах, поражении током, пищевых отравлениях;
q санитарные условия первичной обработки мяса и мясных продуктов, правила оттаивания мороженого мяса, правила варки мяса для вторых блюд, способы жаренья мяса, посуду и инвентарь для приготовления мясных продуктов;
q требования к качеству готовых блюд, правила подачи готовых блюд к столу;
q общие сведения о роли кисло-молочных продуктов в питании человека, об ассортименте кисло-молочных продуктов, технологию приготовления творога в домашних условиях, кулинарные блюда из творога и технологию их приготовления;
q способы приготовления пресного теста, раскатки теста, способы защипки краёв пельменей и вареников, правила варки их, способы определения готовности;
q назначение и правила первичной обработки фруктов и ягод, технологию приготовления пюре и желе;
q роль комнатных растений и способы их размещения в интерьере, влияние комнатных растений на микроклимат. Искусство дарить цветы;
q основные свойства искусственных волокон и тканей из них, характеристику сложных переплетений, зависимость свойств тканей от вида переплетения;
q виды лёгкого женского платья, эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования к нему, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок для построения чертежа основы ночной сорочки, особенности моделирования плечевых изделий;
q назначение, конструкцию, технологию выполнения и условные графические обозначения швов: стачных (запошивочного, двойного, накладного с закрытыми срезами) и краевых (окантовочного с открытыми и закрытыми срезами, окантовочного тесьмой), технологическую последовательность обработки проймы и горловины подкройной и косой обтачной, притачивание кулиски;
q экономную раскладку выкройки из ткани с направленным рисунком, технологическую последовательность раскроя ткани, правила подготовки и проведения первой примерки, выявление и исправление дефектов изделия;
q единство стиля костюма, причёски, косметики и интерьера, правила пользования средствами косметики и снятия масок, выполнение макияжа.
Должны уметь:
q оказывать первичную помощь при ожогах, поражении электрическим током, отравлении;
q определять качество мяса, оттаивать мясо, приготавливать полуфабрикаты из мяса, выбивать и формовать полуфабрикаты из котлетной массы, готовить блюда из мясных полуфабрикатов и мяса, определять их готовность и подавать к столу;
q приготавливать простоквашу, кефир, творог, блюда из творога;
q приготавливать пресное тесто и блюда из него, защипывать края пельменей и вареников;
q проводить первичную обработку фруктов и ягод, приготавливать фруктовые пюре, желе и муссы;
q выращивать комнатные растения и размещать их;
q соблюдать правила гигиены и правила безопасной работы в мастерских;
q закреплять строчку обратным ходом швейной машины, обмётывать срезы деталей и обрабатывать петли зигзагообразной строчкой;
q работать с журналами мод, читать и строить чертёж, снимать и записывать мерки, моделировать фасоны платья;
q выполнять машинные швы: стачные (запошивочный, двойной, накладной с закрытыми срезами) и краевые (окантовочный с открытым и закрытым срезами, окантовочный тесьмой), обрабатывать пройму и горловину подкройной обтачной, притачивать кулиску;
q выполнять раскрой ткани с направленным рисунком, с симметричными и асимметричными полосами, заготавливать косые обтачки, обрабатывать срезы рукавов и низы платья;
q выполнять штопку швейных изделий.
Учащиеся должны владеть компетенциями: ценностно-смысловой, коммуникативной, культурно-эстетической, личностно-саморазвивающей, рефлексивной.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
– вести экологически здоровый образ жизни;
– использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;
– планировать и оформлять интерьер комнаты;
– проводить уборку квартиры;
– ухаживать за одеждой и обувью;
– соблюдать гигиену;
– выражать уважение и заботу к членам семьи;
– принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
– проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов.
8 класс (девочки)
4.Развернутый тематический план разработан в соответствии с Примерной программой общеобразовательных учреждений образования по направлению «Технология. Трудовое обучение 5-11 классы», составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с авторской общеобразовательной программой под редакцией В. Д. Симоненко (М., 2010).
Тематический план ориентирован на использование следующих учебников, учебных и учебно-методических пособий:
Гончаров Б.А. Елисеева Е.В. Электров А.А. и др. под редакцией Симоненко В.Д. Технология =Вентана-Граф 2010
5.Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 классов предусматривает обучение технологии в объеме 1 часа в неделю.
Кол-во часов:
Из расчёта 34 учебных недели в соответствии с годовым календарным графиком школы для учащихся 8 классов всего 34 часа ,по учебному плану- 1 час в неделю
6.
№ |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
1 |
Вводный урок |
1 |
2 |
Кулинария : блюда из птицы |
4 |
3 |
Сервировка стола |
1 |
4 |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.Рукоделие |
6 |
5 |
Элементы материаловедения |
2 |
6 |
Конструирование и моделирование поясного изделия |
4 |
7 |
Технология изготовления. Проектные работы |
8 |
8 |
Технология ведения дома. Ремонт помещений |
2 |
9 |
Санитарно-технические работы |
2 |
10 |
Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов |
4 |
|
итого |
34 |
|
|
|
7.Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Должны знать:
– понятия технического творчества, законы и закономерности строения и развития техники; методы технического творчества;
– основы бизнес-планирования;
– потребности семьи, иерархию человеческих потребностей;
– понятие профессиональной деятельности; разделение и специализации труда, сферы, отрасли, предметы и процесс профессиональной деятельности;
– основные виды художественной обработки материалов.
Должны уметь:
– проводить анализ творческих объектов, использовать различные методы технического творчества в создании новых объектов;
– проводить расчеты и обоснование создания ученического предприятия;
– выполнять эскизные работы проекта;
– выбирать, обосновывать и выполнять индивидуальный творческий проект; соблюдать правила безопасного труда при выполнении ручных швейных работ;
– правильно организовывать учебное место.
Должны владеть компетенциями:
– учебно-исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);
– информационно-коммуникативными (умение работать с различными источниками информации, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, умение презентовать результаты исследования, умение самовыражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);
– социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение самостоятельно принимать решения, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
– эмоционально-ценностными (умение генерировать новые решения, умение быть упорным и стойким перед возникшими трудностями, умение понимать и относиться толерантно к произведениям искусства и литературы).